Рекомендации по написанию сочинения предоставлены Надеждой Геннадьевной Горох
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
(Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)
Общие тезисы по теме:
Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.
Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».
1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть».
И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
•И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.
•Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.
М.Пришвин «Кладовая солнца»
В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
«Слово о полку Игореве»
Природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
В.Астафьев «Царь-рыба»
В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего.
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»
В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!
Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство"
«...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».
Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
В.Шукшин «Залетный»
Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».
Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…
Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.
Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».
Б.Ш. Окуджава «Мышка»
Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Н.Д. Телешов «Белая цапля».
Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.