Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004 года.
Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды контроля:
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение).
Нормы и критерии оценивания
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 5 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 4 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Оценка « 3 »
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 2 »
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание |
1 |
Россия – Родина моя. Мелодия.
|
1 |
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. |
2 |
Как сложили песню.
|
1 |
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
3 |
«Ты откуда, русская, зародилась музыка». |
1 |
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
4 |
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
|
1 |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Прокофьев «Александр Невский».
|
5 |
« Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка. |
1 |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
6 |
Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
|
7 |
«Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда». |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. |
8 |
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
|
1 |
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. |
9 |
«Приют,сияньем муз одетый». |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
10, 11 |
Опера «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». |
2 |
Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Знакомство с песнопениями русской Православной церкви. |
12 |
Исходила младёшенька. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
|
1 |
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
|
13 |
Русский Восток.
|
1 |
Народная и профессиональная музыка.
|
14 |
Театр музыкальной комедии. Мюзикл. |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. |
15 |
Балет «Петрушка»
|
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
|
16 |
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
|
1 |
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
17 |
Оркестр русских народных инструментов.
|
1 |
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. |
18 |
Музыкант-чародей. |
1 |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
19 |
Народные праздники. Троица.
|
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
|
20 |
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
|
1 |
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
|
21 |
Старый замок. |
1 |
Различные виды музыки: инструментальная.
|
22 |
Счастье в сирени живет.
|
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. |
23 |
Не молкнет сердце чуткое Шопена....
|
1 |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. |
24 |
Патетическая соната. Годы странствий. |
1 |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. |
25 |
Царит гармония оркестра.
|
1 |
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. |
26 |
Святые земли Русской. Илья Муромец.
|
1 |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
|
27 |
Кирилл и Мефодий.
|
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества.
|
28 |
Праздников праздник, торжество из торжеств. |
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
29 |
Родной обычай старины. Светлый праздник.
|
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
|
30 |
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
|
1 |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. |
31 |
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
|
1 |
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. |
32 |
В интонации спрятан человек.
|
1 |
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. |
33 |
Музыкальный сказочник. |
1 |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
34. |
Рассвет на Москве-реке. |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке.
|
|
Итого: |
34 |
|