Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2009/2010 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.

Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);
  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 09.12.2008 №379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:

  • по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
  • по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);
  • многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Основное содержание урока

1.

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

Фуга – высщая форма полифонии. Музыка Баха, как выражение огромной жизненной силы и энергии. Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха

2.

Автобиографическая соната Л. Бетховена

Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации.

Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.

3.

Взаимопроникно-вение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

4.

Взаимопроникновение музыкальных культур

Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.

5-6.

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

Проблема взаимодействия  личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.

7.

Связь времен в музыке

Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве Прокофьева С.С.

8.

Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников

9-10.

Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»

Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.

 

Серьезная и легкая

рок-музыка

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.

 

Истоки и современность джазовой музыки

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

 

Контрастные противопоставления в оперном жанре

Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя

 

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина

 

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

 

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать:

  • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
  • иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
  • знать направления современной музыки
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).

Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.